Интересные факты о футболе
3. Футбол как социальное явление глазами З.Фрейда Психоанализ как теория способен вызвать и обнаружить скрытые силы, тайную власть футбола, на поверхность. Оформившаяся власть, но не получившая достаточного объяснения. Эта власть рвет размеренность существования обывателя, она принуждает его проявлять себя. [2] Так что показывает футбол на психоаналитическом сеансе? Для начала заметим, что психоаналитическая теория познания основывается на признании наличия у пациента (здесь: игра, футбол, фанат) знания о реальных событиях прошлого когда-то имели место в его жизни. Речь в данном случае идет о вытесненном ритуальном характере футбола, о его первоначальном архаическом основании.
Большую популярность футбол пользовался среди учащейся молодежи. Достаточно сказать, что уже в начале XIX ст. он был включен в учебные программы школ и проводились соревнования. Чуть позже начали создаваться футбольные клубы. Первый – "Форест клаб" – появился в 1859 г. в городке Епинг, близ Лондона. Самыми старыми считаются также клубы "Барнс", "Блэк-хед", "Кристалл Палас", "Кильбурн", "Крузейдер" и т.д.
Очевидно, что футбол очень похож на сексуальную игру. Ведь в чем цель (goal – гол) игры в футбол? В том, что с помощью ног (субститутов половых органов) забить (затянуть) круглый предмет в какое-то ограниченное пространство (по сравнению с футбольным полем в целом ворота – это весьма ограниченное пространство), в сетку, в дыру. [3] Итак, игра в футбол воспроизводит половой акт, где нога играет роль фаллоса, мяч – спермы, а ворота – вульвы. Роль женщины, оплодотворяющейся этим попаданием в цель, играет, безусловно, земля. При этом выявляется первая топика Фрейда - противопоставление инстанций сознательного и бессознательного, где разумеется, что сознание питается энергией бессознательного как продукта вытеснения. Для того чтобы, например, интерпретировать такую важную фигуру в футболе, как вратаря, защитника ворот, цензора, противостоящего удовлетворению желания игроков (судья следит за соблюдением правил, но не препятствует желанию, он вмешивается, только когда что-то происходит неправильно - судья это Отец, функция которого состоит в регуляции половой жизни как жизни социальной, в направлении ее в разумное русло), первой топики недостаточно. Здесь нам уже понадобится друга – «Я и Оно». Понятно, что Я – это обычный игрок, цель которого добиться удовольствия, Оно – это мяч, воплощающий именно либидо. Причем Я действую в соответствии с «принципом реальности», рассчитывая, что выгоднее: получить удовольствие сейчас, но с риском и в меньших размерах, или «отложить удовольствие» с большей гарантией успеха.