Интересные факты о футболе
Очевидно, что футбол очень похож на сексуальную игру. Ведь в чем цель (goal – гол) игры в футбол? В том, что с помощью ног (субститутов половых органов) забить (затянуть) круглый предмет в какое-то ограниченное пространство (по сравнению с футбольным полем в целом ворота – это весьма ограниченное пространство), в сетку, в дыру. [3] Итак, игра в футбол воспроизводит половой акт, где нога играет роль фаллоса, мяч – спермы, а ворота – вульвы. Роль женщины, оплодотворяющейся этим попаданием в цель, играет, безусловно, земля. При этом выявляется первая топика Фрейда - противопоставление инстанций сознательного и бессознательного, где разумеется, что сознание питается энергией бессознательного как продукта вытеснения. Для того чтобы, например, интерпретировать такую важную фигуру в футболе, как вратаря, защитника ворот, цензора, противостоящего удовлетворению желания игроков (судья следит за соблюдением правил, но не препятствует желанию, он вмешивается, только когда что-то происходит неправильно - судья это Отец, функция которого состоит в регуляции половой жизни как жизни социальной, в направлении ее в разумное русло), первой топики недостаточно. Здесь нам уже понадобится друга – «Я и Оно». Понятно, что Я – это обычный игрок, цель которого добиться удовольствия, Оно – это мяч, воплощающий именно либидо. Причем Я действую в соответствии с «принципом реальности», рассчитывая, что выгоднее: получить удовольствие сейчас, но с риском и в меньших размерах, или «отложить удовольствие» с большей гарантией успеха.
Действуя против игрока, владеющего мячом, игрок стремится отобрать мяч, воспрепятствовать его передаче, выходу с мячом на острую позицию, нанесению удара. Отбор мяча в зависимости от ситуации выполняется одним из ранее описанных технических приемов: ударом ногой, остановкой ногой или толчком плечом. Противодействие передаче мяча используется, когда партнер владеющего мячом соперника занимает выгодную позицию. Защитник приближается на 2-3 м к сопернику с мячом и мешает ему выполнить точную передачу. Противодействие ведению применяется, когда соперник двигается с мячом в сторону ворот и имеет целью не дать выйти ему на выгодную позицию. Для этого защитник, как правило, пристраивается к движущемуся сопернику параллельным курсом и старается оттеснить его к боковой линии или сделать передачу мяча поперек поля.
Следует отразить и третью топику Фрейда – противопоставление инстинкту жизни (Эроса) и инстинкту смерти (Танатоса). Очевидно, что Суперэго – вратарь, с одной стороны, противостоит разрушительному желанию противника, то есть стоящему на страже жизни. Но, с другой стороны, ведь удовлетворение желания устремлено в сторону продления жизни («оплодотворение» ворот). Поэтому вратарь одновременно защищает жизнь своей команды и приближает смерть обратно. Таким образом, сублимированный Танатос – вратарь может быть творческой силой, утверждающей у футболиста реалистическое ощущение, что матч имеет свойство заканчиваться, и поэтому требует разумного и экономного расходования сил. Наверное, футболистам такое и не снилось. И вряд ли их буйная фантазия по решению тактических задач на матч могла зайти так далеко. Но с другой стороны, все это – не выдумки больного сознания. Это просто особое аналитическое наблюдение и, так сказать, заметки на полях. Очевидно, все-таки, что футбол – явление сублимативное, способное легко превращать вытесненные желания в действительность.