Интересные факты о футболе
Действуя против игрока, владеющего мячом, игрок стремится отобрать мяч, воспрепятствовать его передаче, выходу с мячом на острую позицию, нанесению удара. Отбор мяча в зависимости от ситуации выполняется одним из ранее описанных технических приемов: ударом ногой, остановкой ногой или толчком плечом. Противодействие передаче мяча используется, когда партнер владеющего мячом соперника занимает выгодную позицию. Защитник приближается на 2-3 м к сопернику с мячом и мешает ему выполнить точную передачу. Противодействие ведению применяется, когда соперник двигается с мячом в сторону ворот и имеет целью не дать выйти ему на выгодную позицию. Для этого защитник, как правило, пристраивается к движущемуся сопернику параллельным курсом и старается оттеснить его к боковой линии или сделать передачу мяча поперек поля.
Впоследствии под названием "Кемари" футбол из Китая перекочевал в Японию. Здесь эта игра стала частью многочисленных религиозных обрядов, но широкого распространения среди населения не получила. Археологические раскопки, проведенные в Египте и древней Греции, а также архивные источники, свидетельствуют о том, что там футбол был достаточно распространен. Да, он упоминается во всемирно известной "Одиссее" Гомера. Эта игра была составной частью спартанского воспитания юношей, поскольку требовала от участников проявления силы и элементов борьбы. В древней Греции игра с мячом имела три названия: "Файнинда", "Гарпацион", "Епискурос". Однако только в первых двух видах задачей игроков (составлявших две команды по 15 человек в каждой) было овладеть мячом, сохранить его под контролем своей команды и провести в определенное место или ворота ногами.
Следует отразить и третью топику Фрейда – противопоставление инстинкту жизни (Эроса) и инстинкту смерти (Танатоса). Очевидно, что Суперэго – вратарь, с одной стороны, противостоит разрушительному желанию противника, то есть стоящему на страже жизни. Но, с другой стороны, ведь удовлетворение желания устремлено в сторону продления жизни («оплодотворение» ворот). Поэтому вратарь одновременно защищает жизнь своей команды и приближает смерть обратно. Таким образом, сублимированный Танатос – вратарь может быть творческой силой, утверждающей у футболиста реалистическое ощущение, что матч имеет свойство заканчиваться, и поэтому требует разумного и экономного расходования сил. Наверное, футболистам такое и не снилось. И вряд ли их буйная фантазия по решению тактических задач на матч могла зайти так далеко. Но с другой стороны, все это – не выдумки больного сознания. Это просто особое аналитическое наблюдение и, так сказать, заметки на полях. Очевидно, все-таки, что футбол – явление сублимативное, способное легко превращать вытесненные желания в действительность.