Интересные факты о футболе
Следует отразить и третью топику Фрейда – противопоставление инстинкту жизни (Эроса) и инстинкту смерти (Танатоса). Очевидно, что Суперэго – вратарь, с одной стороны, противостоит разрушительному желанию противника, то есть стоящему на страже жизни. Но, с другой стороны, ведь удовлетворение желания устремлено в сторону продления жизни («оплодотворение» ворот). Поэтому вратарь одновременно защищает жизнь своей команды и приближает смерть обратно. Таким образом, сублимированный Танатос – вратарь может быть творческой силой, утверждающей у футболиста реалистическое ощущение, что матч имеет свойство заканчиваться, и поэтому требует разумного и экономного расходования сил. Наверное, футболистам такое и не снилось. И вряд ли их буйная фантазия по решению тактических задач на матч могла зайти так далеко. Но с другой стороны, все это – не выдумки больного сознания. Это просто особое аналитическое наблюдение и, так сказать, заметки на полях. Очевидно, все-таки, что футбол – явление сублимативное, способное легко превращать вытесненные желания в действительность.
Впоследствии под названием "Кемари" футбол из Китая перекочевал в Японию. Здесь эта игра стала частью многочисленных религиозных обрядов, но широкого распространения среди населения не получила. Археологические раскопки, проведенные в Египте и древней Греции, а также архивные источники, свидетельствуют о том, что там футбол был достаточно распространен. Да, он упоминается во всемирно известной "Одиссее" Гомера. Эта игра была составной частью спартанского воспитания юношей, поскольку требовала от участников проявления силы и элементов борьбы. В древней Греции игра с мячом имела три названия: "Файнинда", "Гарпацион", "Епискурос". Однако только в первых двух видах задачей игроков (составлявших две команды по 15 человек в каждой) было овладеть мячом, сохранить его под контролем своей команды и провести в определенное место или ворота ногами.
Футбол в любом случае будет жить и преуспевать потому, что он представляет собой важнейший «Тайм-аут» поскольку, увлечение от футбола заключается не только в самом совершенстве, «но в тех поистине драматических историях, которые разыгрываются на границах этого совершенства. И когда футбол начинает копировать систему ценностей индустриального общества, он становится подозрительным. Общества, в котором футбол играет доминирующую роль, никогда не упускает избыточной возможности забыть на полтора часа матча обо всех прежних заботах и постичь другую силу. Норберт Элиас в своем цивилизационно-теоретическом анализе футбола отметил: «Увлечение футболом и разочарование в нем – это очень удачный пример психосоциальной матрицы нашей жизни, которой нужно добавить еще только немного выражения, и она станет ответом на самые элементарные человеческие запросы, которые раньше не были. даже названы».