Интересные факты о футболе
Все мы знаем, что футбол – это игра, в которую играют ногами. Но в символическом понимании функция ноги, как метко замечает В. Руднев, сводится к тому, что это субститут мужского полового органа и – шире – вообще субститут сексуальности – и еще шире – субститут человека. Удивительность того, что ноги используются в игре заключается в следующем – функция ноги в отличие и в противоположность функции руки заключается не в созидании, не в творчестве, а в разрушении. [3] В этом смысле нога в футболе противостоит голове, являющейся, прежде всего, обычным субститутом и аналогом самого мяча. Отождествление мяча с головой игрока (головой, как и ногами, можно играть) приводит нас к архаической игре с отрубленными головами врагов, которой играли наши предки. Так, в саге "Смерть Конхобара" говорится следующее: «Был в то время у ольстерцев обычай вынимать мозг из головы каждого мужчины, убитого ими в поединке. Мозг этот смешивали потом с известью, делали из него крепкий шар и играли". Отрубленная голова – символ лишения могущества и силы противника, в психоаналитическом понимании, это субститут кастрации.
3. Футбол как социальное явление глазами З.Фрейда Психоанализ как теория способен вызвать и обнаружить скрытые силы, тайную власть футбола, на поверхность. Оформившаяся власть, но не получившая достаточного объяснения. Эта власть рвет размеренность существования обывателя, она принуждает его проявлять себя. [2] Так что показывает футбол на психоаналитическом сеансе? Для начала заметим, что психоаналитическая теория познания основывается на признании наличия у пациента (здесь: игра, футбол, фанат) знания о реальных событиях прошлого когда-то имели место в его жизни. Речь в данном случае идет о вытесненном ритуальном характере футбола, о его первоначальном архаическом основании.
Впоследствии под названием "Кемари" футбол из Китая перекочевал в Японию. Здесь эта игра стала частью многочисленных религиозных обрядов, но широкого распространения среди населения не получила. Археологические раскопки, проведенные в Египте и древней Греции, а также архивные источники, свидетельствуют о том, что там футбол был достаточно распространен. Да, он упоминается во всемирно известной "Одиссее" Гомера. Эта игра была составной частью спартанского воспитания юношей, поскольку требовала от участников проявления силы и элементов борьбы. В древней Греции игра с мячом имела три названия: "Файнинда", "Гарпацион", "Епискурос". Однако только в первых двух видах задачей игроков (составлявших две команды по 15 человек в каждой) было овладеть мячом, сохранить его под контролем своей команды и провести в определенное место или ворота ногами.